вторник, 7 января 2014 г.

Почему я ненавижу мобильные браузеры.

Этими мыслями я терзаюсь давно. До праздников я уже почти собрался с духом и начал приводить их в порядок, но во время этого процесс оказалось, что мысли-то не такие уж и весомые, можно жить и с ними. Но вот прошли выходные, из которых не было дня, чтобы я не занимался мобильным серфингом. Я читаю habrahabr, gamasutra, slashdot, некоторые новостные сайты на своём Motorola RAZR HD через приложение gReader Pro. Это прекрасный rss reader, всем советую. И он лишь частично решает ту проблему, которая меня терзает.

А проблема в том, что меня дико раздражает мобильный серфинг.

А что, собственно, не так с мобильным серфингом? Давайте без хаоса, по пунктам. 

Пометка: 
Написанное характерно для последних версий Firefox, Chrome, Opera. При этом Opera я успел застать в том виде, в котором я почти влюбился, но через неделю вышел апдейт, в котором опера убрала свой движок и взяла хромовский и любовь прошла.


1 Мобильные браузеры тяжелые. 

Они занимают очень много оперативки. Они нагревают смартфон как хорошо сделанные игры. Оно и понятно, это же целый движок, который работает поверх виртуальной машины. Они тормозят. Не всегда, но когда в памяти уже что-то сидит, а у меня на гиг оперативы всегда что-то сидит на 600-700 метров. При этом это всего лишь какие-то системные сервисы, сама ОС и немного сервисов моих аппов, да какие-то кешированные процессы. А браузеру-то становится тесно и он начинает быть медленным и неповоротливым чудовищем. А вместе с ним и весь Android. И это все с одной вкладкой. Иногда мне даже хочется чтобы в Android у UI-приложений, которые в данный момент рендерятся, был высший приоритет, как в iOS.

2 Как это все рендерится. 
Отрисовка страницы в Firefox. Мыло.

На скриншоте видно, как частенько рендерит Firefox. И это не на секунду, это две, три и только потом что-то появляется. И это я всего лишь скроллю! И так при каждом движении. При этом статья не из самых больших и коменнтов не особо много. А когда большая и много, я страдаю. У Хрома обстоят дела чуть лучше, но иногда он делает так, как видно на втором скриншоте.
 Отрисовка страницы в Хроме. Обратите внимание на ползунок

Да, это не часто, не на всех страницах, но имеет место быть. И да, это хабр, где мультимедиа не так уж и много. После gamasutra у меня опять начал глючить Android. Пришлось выпиливать хром из памяти. UC Browser лучше оказался Хрома, он видимо все же больше мобильный. Однако один известный в узких кругах сайт статистики он отрисовал так, что все грезы тут же развеялись. В общем, как-то так.


3 Отрисовка страниц

Выше было то, что можно как-то вытерпеть. Самая же большая печаль такого серфинга, это то, как, собственно, отрисовываются сами сайты. С их модной версткой и прочими, якобы, прелестями. Ни у одного из вышеперечисленных сайтов нет так называемой мобильной версии. Это когда вся инфа и все наполнение просто запихивается в длиннющий список и скроллится, скроллится, скроллится.

Как отображается большой сайт на смартфоне можно увидеть на скриншоте сайта The Times. 

Редкий случай, когда все более-менее. Например, habrahabr. Да, там ничего не разваливается, но если мне кто-нибудь скажет, что сайт просматривать удобно, я просто странно посмотрю на этого человека. У некоторых браузеров есть режим чтения, да, круто, главная статья страницы на весь экран и можно порулить размером текста, но это только текст. И скроллить, скроллить. Неудобно. А хочется же еще и комментариев в нормальном виде и related-ссылки без передвижения страницы. А ведь в этот момент вся страница перерисовывается. И это все нужно в любом случае или под лупой, или...

Да, мы можем увеличить масштаб страницы. Но это жесть. Сколько я мучался, чтобы попасть только в строку ввода для поиска. И это на очень многих сайтах. Горизонтальный режим тут совсем не выручает. Увеличенный сайт рендерится не лучше, а читать его ну совершенно неудобно. Но должны же были придумать хотя бы какой-то выход?

4 Мобильная версия

Да, если она есть, еще как-то жить можно. Но, мне, например, очень неудобно скроллить длинный текст. Да, оно не глючит, но читать много текста таким способом сомнительное удовольствие. Навигация в данном случае тоже может выглядеть весьма странно. На некоторых мобильных версиях(сайт the guardian) видел новую фичу, навигационное меню как в последних Android-ах. Ну, или как у m.lenta.ru Удобно, но чувствуется все равно неидеальность. Сайт BBC по ощущениям примерно такой же. И небольшие подергивания через раз и так далее. Порадовала мобильная Википедия. Но это исключение из правил. Вывалились глаза от сайта The Times. И никаких тебе редиректов, предложений открыть мобильную версию. Pinch-to-zoom и еб... читай как хочешь. Так же неплохая мобильная версия у slashdot. Они хотя бы как-то попытались поддержать юзеров с мобильных девайсов.


5 Перезагрузка всей страницы

 Хорошо, если у вас, друг мой, есть 3g. Но что-то я сомневаюсь что он всегда быстрый. И здесь меня напрягает именно скорость получения и обновления информации. Весь грузиться все мультимедиа, не только текст. И ничего не кешируется. Объемы, уж хрен бы с ними, у всех уже давно безлимиты. Этот пункт накаляет больше конечно мой смартфон. Тут уж проблема смартфона, он очень любит нагреваться когда работает через 3g/4g. И особенно сильно это проявляется в браузере, потому что там объемы передачи данных наиболее значительные.

6 Твитнуть? 

Логинься в браузере. Или через меню браузера шарь просто ссылку. Отметить как прочитанное, чтобы убрать из списка? Да кому это нужно. Просмотреть картинки в full-screen? Нет, не слышал. Посмотреть ряд картинок? Не помню где, но я попробовал это сделать. Но через пару десятков секунд в страхе закрыл браузер. Встроенное видео работает через раз, у тех ребят, у которых есть html5 плееры. А у некоторых-то нееет.

7 API устройства

Ну и соответственно никакого доступа к мощнейшему АPI смартфона.
 А за этим, тра-та-та, будущее. GPS, NFC, text-to-speech, какие-то специфичные датчики. Никаких виджетов с последними новостями или актуальными новостями. Никакой персонализации и системы рекомендаций. Я с трудом представляю у меня появление желания залогиниться в браузере, тогда как в приложении это будет быстро, легко и приятно.

Выводы и мечты
 
А что же делать? Да нативные приложения! Любой уважающий себя ресурс просто обязан иметь официальное мобильное приложение. Посмотрите на приложение The Verge, РИА Новости, Google Media. Как же прекрасно представлен текст в Google Media. Читать хочется уже только из-за этого. И текст листается чудеснейшим образом. А The Verge? Просто, удобно, функционально. И ничего не глючит, все летает и не засирает память. (Даже если есть маленькие кусочки WebView). Сейчас же бум смартфонов. Почему все так скучно до сих пор? Разве там нет различных способов монетизации? Да реклама так же встраивается. А еще есть ин-апы и подписка. Неужели никто так и не додумался, как эти средства отправить на монетизацию новостных ресурсов? Ну, я прямо не знаю. 

Пометка: 
Интересно, HabraCitizen официально делают или нет? Но статью там читать так же неудобно как и в вебе

И еще

А как прекрасно могут взаимодействовать rss-ридеры и приложения. Я читаю в gReader Pro. Он умеет загрузить только текст с сайта и более-менее отобразить. Это, кстати, сразу минус к посещаемости сайта. Да-да, rss читают только гики, а это мизерное количество. Но все же. Ридер умеет передавать ссылки на сторону, браузерам или кому-то еще. А любое приложение может эту ссылку обработать и отобразить в своем интерфейсе со всеми плюшками. Ну разве не удобно и хорошо?


И еще

А как же небольшим ресурсам не упасть в грязь лицом? А вот тут-то как раз пригодится конструктор простых приложений по шаблону. Когда-то я просто плевался от этой идеи, сейчас же уже не так категоричен. Хотя, для большинства сайтов хватит и мобильной версии или вообще никакой. Если на их страницу раз в пол года юзер заходит. А еще проще заказать приложение. Если оно достаточно простое, то программист сделает лучше и качественнее чем конструктор, дороже, но все зависит от престижности ресурса.

И еще

Если бы Google Now умел бы открывать из результатов поиска не браузер, а приложение, воцарилась бы благодать. Я согласен иметь десяток посещаемых мною легких и удобных приложений вместо одного браузера. 

Пометка
На iPad mini ситуация не сильно лучше. Да, из-за форм-фактора экрана кажется что текст читать удобнее, но на самом деле все тот же pinch-to-zoom, браузерная навигация, ручное центрирование и глюки при отрисовке. Мобильных версий для iPad нет. Все почему-то уверены, что это удобно. На iPhone думаю что так же как описано выше.


Послесловие
Да, в статье многовато эмоций. Просто накипело и решил высказаться.
И очень интересно, у кого-нибудь схожие чувства и эмоции возникают?   Или все на самом деле хорошо и мобильные браузеры - это самое верное направление развитие для получения контента на мобильные устройства и я просто капризничаю?

Благодарю за внимание!



Комментариев нет: